Культ гитары

Blind Vandal – архангельское трио, играющее тяжелый гитарный рок уже более 15 лет. За этот немалый срок группа успела выпустить 3 альбома, с успехом выступить в 55 городах России, США, Нидерландов, Норвегии, Польши, Швеции и получить признание музыкальных критиков.

«Где же многотысячные стадионы, толпы фанаток, миллионные контракты и классические sex, drugs & rock’n’roll?», - спросите вы. К сожалению, судьба инструментальной музыки даже высочайшего класса на эстраде незавидна – и публика в большинстве своем не слушает, и дистрибьюторы предпочитают с ней не связываться. Да, для архангельской рок-музыки (а, может, и для российской) Blind Vandal – это явление, группа с удивительно взрослой и зрелой музыкой, прорыв в самую высшую лигу… но вокруг никого.

Страницы истории

Но обо всем по порядку. Blind Vandal была основана гитаристом Александром Фирсовым в 1988 году, когда многие из читателей NextGen не существовали еще даже в проекте. В то далекое время, когда компьютеры были совсем слабенькие, а дискеты очень большие, группа даже пробовала играть с вокалистом: сначала с одним, потом с другим. Но настоящее рождение случилось в 1996 году, когда состав трио окончательно сформировался. Он остался неизменным и по сей день – гитарист и автор всех композиций Александр Фирсов («Святая Луиза», «Леди Макбет»), барабанщик Александр Харев («Равелин», «Новая Земля», «Аутодафе» и другие) и Вадим Тряпицын («Panzer Division»). Окончательное становление Blind Vandal на путь «тяжелого джаза», как, шутя, называют свой стиль музыканты, произошло ближе к двухтысячным, когда группой начал заниматься их бессменный директор Александр Мезенцев. Признание пришло быстро – в 2000 году Александр Фирсов был признан лучшим гитаристом и музыкантом года Архангельска, Александр Харев – лучшим барабанщиком, а Вадим Тряпицын – лучшим бас-гитаристом. Дебютный альбом с одноименным группе названием назвали лучшим альбомом года, а саму группу – группой года. В следующем году на Всероссийском рок-фестивале «Арт-Платформа», в котором участвовали 100 групп со всех уголков России, Blind Vandal удостаивается Гран-При Фестиваля, а ещё через два года группа получает Гран-При на Всероссийском фестивале «Trampline» в Чебоксарах. С тех пор музыканты проехались по множеству городов России, в каждом из которых их выступления неизменно срывали овации. Зарубежные гастроли проходили еще успешнее – иностранцы были сражены тем, что группа из далекого и загадочного Архангельска играет металл высочайшего класса. В 2004 году выходит второй альбом группы «MagicCrystal», в 2007 – третий диск, получивший название «CrazyRobo». Суммарный тираж альбомов составил около 5 тысяч копий, что для инструментальной музыки весьма неплохой результат. О группе писали авторитетнейшие музыкальные издания, в том числе всемирно известный журнал «Rolling Stone». «Архангельское чудо-трио», «драйв, фантазия и редкостное ощущение энергии», «проект, не уступающий в композиционных решениях и технике какому-нибудь Сатриани», «эти профессионалы просто не знают границ» - лишь малая часть комплиментов, которые получала и продолжает получать от прессы музыка Blind Vandal. Слушали архангельскую команду и такие известные музыканты, как Джо Сатриани, Стив Вай и Ян Аккерман. Последний даже, по сути, организовал Blind Vandal концерты в Голландии, рекомендовав группу серьезному концертному агентству. Несмотря на все это, в России группа остается маловостребованной, близкой лишь довольно узкому кругу слушателей.

Вопреки

Писать, исполнять музыку – это работа. Работа творческая, работа, требующая недюженного и мало кому данного таланта, но все же работа. А работа должна приносить деньги. Ведь восторгами поклонников и прессы семью не прокормишь, а все участники Blind Vandal – взрослые люди с женами и детьми. Всем им приходится трудиться помимо выступлений, чтобы заработать на хлеб, ибо в современном мире то, чем они занимаются неспособно обеспечить хлеб, не говоря о масле для него. Если нет славы и денег, так для чего все это? В простом ответе на этот вопрос во многом и кроется притягательность музыки Blind Vandal. Потому что они любят то, чем занимаются. Никто не мешает ребятам найти смазливого и сладкоголосого вокалиста или же разбежаться по разным поп-рок-коллективам (учитывая уровень их мастерства), но этого не происходит. Потому что для них и их директора Александра Мезенцев гораздо ценнее не миллионы поклонников с промытыми пиаром мозгами, а «скромные» тысячи мыслящих людей, способных по достоинству оценить их преданность гитаре и року. Это, как минимум, достойно уважения. «Раз это не приносит прибыли, нужно просто получать удовольствие от того, что делаешь», - вот негласный девиз Blind Vandal. Думаю, отсюда искренность музыки, которая цепляет с первого аккорда гитары Александра Фирсова и завораживает со второго. Отсюда самобытность и зрелость. Да, эти композиции не способны заставить миллионы людей вертеть задом, но они могут то, что никогда не удастся массовым «Айяйяй, дифчонки, ножонки, ручонки», - они способны звучать в такт вашей душе. Такие вещи, как «Magic Crystal», «Deep in Thoughts», «Fire Skies» или «Storm» цепляют не всех, но если цепляют, то глубоко и навсегда. Недавно Blind Vandal выступали в Нижнем Новгороде на разогреве у «Арии». Причем, как рассказывает Александр Мезенцев, организаторы хотели конкретно Blind Vandal, хотя выбор музыкальных команд в городе (да, и Москва неподалеку) велик. Более того, во время выступления группы никто не кричал «Даешь «Арию»! Прочь со сцены!», наоборот - только после выхода Blind Vandal на сцену человек тридцать начали скандировать «Blind Vandal!». А после пары композиций вверх взмылся лес рук. Даже Александр Мезенцев, казалось бы, слушавший группу сотни раз, каждый концерт проводит в зрительном зале, потому что мастерство Александра Фирсова, качество музыки по-настоящему завораживает. Все, кто хоть раз слышал Blind Vandal, почувствовал, что музыка Blind Vandal искренняя, настоящая, что называется, от души, а не очередная попытка срубить денег по-быстрому. Слушатели чувствуют такое, чувствуют и ценят.

Кофейная гуща

Полтора десятка лет – это колоссальный срок для музыкальной группы. Глупо было бы говорить, что все они прошли гладко – конечно же, были разногласия, ссоры, конфликты – но это не важно, раз музыканты по-прежнему вместе, по-прежнему гастролируют. У группы уже готово несколько новых композиций для четвертой пластинки, но точных сроков выхода диска Александр Мезенцев пока не называет. Ведь лидер группы Александр Фирсов – перфекционист, поэтому пока все композиции не будет доведены до совершенства, релиза ждать не стоит. Вопросы о том, не достигла ли группа какого-то предела, не будут ли новые композиции лишь повторением пройденного в контексте предыдущей главы, на мой взгляд, звучат глупо, но все же отвечу. Музыка Blind Vandal – это творчество ради творчества, и если бы музыкантам было нечего сказать (а точнее: сыграть), то новых композиций просто бы не появилось. Это современные поп-рок исполнители выдаивают из своих идей все, что возможно, но Blind Vandal, согласитесь, совсем другая история.

О магии

Музыка – настолько эфемерная и волшебная субстанция, что, когда пытаешься описать ее словами, осознаешь всю скупость своего словарного запаса. Не помогает и обращение к словарю Даля, ведь музыка – подлинная магия, которую ни на фото показать, ни пером описать. Поэтому просто сходите на концерт Blind Vandal – тогда и только тогда вы поймете восторги критиков, наши восторги. И даже если окажется, что это не ваше, согласитесь, приятно услышать музыку, которая написана для вас, а не для того, чтобы выудить несколько купюр из вашего кошелька. Сейчас такой почти не делают.

Михаил Малаховец   


Возврат к списку

(Голосов: 19, Рейтинг: 4.74)

Читайте!



Газета 29

 

 
Rambler's Top100