История деревни Качем. Деревня староверов

Качем – деревня староверов, т.е. старой веры, поэтому возникновение деревни невозможно отделить от истории Древней Руси.

Итак, с южных границ из Византии на территорию Древней Руси приходит греческая идеология библейского христианства. Волхвы, калики перехожие не находят средств, чтобы остановить это движение. Что мешало этому можно только предполагать, но на поверхностный взгляд возможны следующие причины:

- слабая информированность

- заинтересованность некоторых князей, в т.ч. князя Владимира (внебрачного сына Святослава от еврейки Малки) который мечём и кровью прокладывал путь библейству с южных границ

- отсутствие печатных изданий, способных вскрыть двойные стандарты в текстах

- фанатики-миссионеры (зомбированные пропагандой), пробирающиеся в самые отдалённые уголки Древней Руси.

- кризис в управлении Русского жречества

В дальнейшем патриархи претендовали на первенство в государственной власти, и только Пётр 1 окончательно отвёл им второе почётное место. Роль церкви - идеологическая обработка населения: пастырь - пасёт паству, паства пасётся пастырем.

В 17 веке Саава и Борис ушли вглубь тайги и поставили скит на высоком берегу порожистой речки Тойма, позже это место назовётся д. Качем. Что побудило их уйти от государственной системы и обжитых людьми мест? Рассмотрим крупные события, которые проходили в это время в России.

На середину 17 века приходятся следующие исторические события, которые значительно повлияли на жизнь людей в России:

- церковный раскол, в котором победила никонианская (прозападная) библейская ветвь. На этот период приходятся массовые появления скитов и протестных самосожжений.

- крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. До восстания Степан Разин был в Соловецком Монастыре, который находился в оппозиции никонианской библейской ветви.

Откуда появились Саава и Борис - из ближних губернских поселений или это остатки большого крестьянского восстания, наверное, уже не узнать, но можно достаточно достоверно предположить, что причиной поселения их в тайге являются церковные реформы: смена ритуалов и книжных изданий. К этому времени греческая религия уже 7 веков довлела над умами русского населения, но т.к. не хватало грамотных миссионеров, книг (книгопечатание в России появилось в 16 веке) то вдали от центра она представляла смесь древнеславянской и греческой религии, и чем дальше от центра, тем более славянской. Попы уже в то время позволяли себе вести разгульный образ жизни, запрещённый религиозными канонами, и функции жречества (жизнеречения) уже к этому времени были сведены к функциям догматической обрядности. Народ по традиции соблюдал старославянский образ жизни (по воле и по совести).

Теперь коснёмся местностей, которым наши предки дали свои названия. По реке Тойма были ещё скиты, и от каких скитов произошли названия местностей сегодня уже видимо не определить, но будем думать, что названия давались не просто так, а в них вкладывался какой-то смысл. Позволю высказать свои предположения:

- Река Тойма берёт начало из двух речек (Кастора и Полукс). Кастор и Полукс – это древнегреческие братья близнецы. Кастора - это имя существительное женского рода и просматривается следующий смысл этого названия. При накладывании греческой мифологии на старославянскую - брат и сестра: Купало и Кострома, которые утонули в реке превратились в Полукс и Кастору (в данном случае утонули в реке Тойма).

- Мильское. Предположений много: миля до рассох, миловаться….

- Тальшема. Предположений нет.

- Лукинское. Предположений много, в том числе в православии был Святой Лука.

- Минькино. Место названо по имени рыбака построившего избу.

- Плоское. Ровное плёсо.

- Кодема. Кадем - древнегреческий герой, который бился со змием. Здесь связь в названии

местности мной не просматривается и предположений не будет.

- Потово. Чтобы добраться до этого места, надо изрядно попотеть.

- Радим. Рада - дочь владычицы морей и бога солнца Ра.

- Семёновское. Семён расчистил берег под сенокос.

- Струбно. Больше подходит Стрибогово, т.е. бога ветра. В этом месте большое длинное плёсо, где ветер может разгуляться.

- Сарова. Видимо Сварова: Сварог, сварганить, сварга.

- Юрманга. Арий-Ярий - Юрий по-гречески. Ман по транскристу - человек. По легенде Арий вывел людей с холодных земель. Юр выносит воды (людей) в большую реку.

- Подзалом. Предположений много.

- Качем. Перед деревней находится длинное глубокое плёсо, которое начинается после мелкого порога. Незнающий человек, поднимаясь по реке в лодке на шесте, после мелкого порога попадая в глубокое плёсо, теряет равновесие и лодку качает (качем - качает).

Возможно, название деревни связано с тем, что когда первые поселенцы стали строится, то встал вопрос: как, чем?

Итак, Саава и Борис построили скит. Как видно из названий местностей, они придерживались старославянского мировоззрения, а значит, жизнь организовывалась в согласии с природой и в соборности. Жизнь требовала больших усилий при расчистке пахотных земель, и каждый человек в работе был дорог. Распределение продуктов сельского хозяйства происходило по принципу: от каждого по способностям и каждому по потребностям. Богатые охотничьи угодья позволяли в достатке жить в период становления, тем более что не надо было платить податей государству.

Деревня со временем крепла, разрасталась; появилась дорога, связывающая деревню с п. Нижняя Тойма, появились миссионеры, а за ними государственные представители, а вместе с ними и подати. Деревня крепла и с податями справлялась аккуратно, но сама жизнь проходила в соборности, т.е. в коллективном самоуправлении и даже на непредвиденный случай имела свой общаг, не надеясь на государственную поддержку. Большие расчищенные поля позволяли в избытке заготавливать хлеб (в неурожайный год даже с Пинеги приходили в Качем за хлебом), расчищенные заливные луга - в достатке заготавливать сено для скотины (коров, коней, овец, коз); но вместе с решением всех материальных проблем стали появляться социальные. Просматриваются следующие причины их возникновения:

- нежелание трудиться над пониманием языка Бога, тем более что библейское христианство уже расставило свои догматические флажки и избавило людей от этого труда – отсюда вытекает мировоззренческая несостоятельность.

- мировоззренческая несостоятельность породила внутриобщинные проблемы: в силу разных причин не все трудились одинаково, и вставал вопрос о распределении продуктов труда по принципу: от каждого по способностям и каждому по труду. А этот вопрос трудно было решить без внутренних напряжений (тем более были желающие перетянуть одеяло на себя).

В середине 19 века пришли Столыпинские реформы, которые были направлены на решение крестьянских общинных проблем:

- появились беспроцентные кредиты для крестьян. На этот период приходиться массовое строительство в Качеме добротных двухэтажных домов с хлевами под одной крышей.

- крепким хозяйственникам разрешалось выходить из общины и единолично строить своё хозяйство. Это решение стало в дальнейшем основной причиной в развале общинного хозяйства (следовало бы выгонять из общины тех, кто не хочет трудиться или подчиняться общим для всех требованиям, а не удалять от управления наиболее крепких хозяйственников).

В конечном итоге от этого пострадали все:

- крепкие хозяйственники после 1917 года, когда их раскулачивала своя же беднота

- беднота, которая не смогла подняться в мышлении до уровня сельскохозяйственного предприятия и развалила то, за счёт чего жили все.

Колхозные реформы, которые начал Д. Троцкий, продолжил уже в другом векторе целей И. В. Сталин. Жизнь в д. Качем опять начинала налаживаться: сеялась рожь, увеличивалась кормовая база для скота. Как следствие - увеличивалось поголовье скота. Этот период сравнительно спокойной жизни не успел решить все крестьянские проблемы до начала войны.

Много людей из деревни ушло на фронт, многие из них погибли, многие не вернулись домой к ненормируемому крестьянскому труду и пустили корни в городах. После войны деревня голодала. Многие дома остались без мужиков и ветшали. Оставшиеся жители деревни в очередной раз стали восстанавливать хозяйство. Но тут пришли авантюрные хрущёвские реформы: посевы по разнарядке, идеализация кукурузы. После этих авантюр жителей в деревне стало ещё меньше. Последним ударом по существованию деревни стал соседний леспромхоз, где за нормированный рабочий день платили высокую зарплату и обеспечивали жильём. С середины 20 века началась агония д. Качем, которая продолжается по сегодняшний день. И нет уже этой деревни на карте, и не значится она в государственных реестрах, но каждый год, начиная с ранней весны, появляется дымок из труб над крышами домов. И уже внуки тех внуков, которые поставили на реке скит, пытаются понять, что их тянет сюда каждый год и главное - зачем?

Немного о язычестве. Первые предприятия с замкнутым циклом создал Творец: лес, поля, озёра, реки и т.д. Во всех этих предприятиях всё может регулироваться естественным способом. Наместником на этих предприятиях поставлен человек. Первые крестьянские предприятия имели так же замкнутый цикл, который не нарушал равновесие на предприятиях Творца. В функции жречества входили обязанности помочь людям стать наместником Бога на земле. Старославянское религиозное мировоззрение помогало людям в развлекательных формах подойти к жизненным шагам наместника. Д. Качем показательно обустроена в согласии с окружающей средой. И когда на Гриве (так называется поле на высоком холме) косили рожь, женщины пели песни - и они сливались с тональностью природы. Возможно, слов этих песен уже никто не узнает, да и спеть не сможет, т.к. всё это безвозвратно потеряно. Потеряна и связь с землёй, лесом, рекой… Потерян и смысл жизни существования человека на земле. Западные стереотипы бессмысленного потребительства накладываются на неокрепшие умы подрастающего поколения. Но хочется думать, что, несмотря ни на что, вновь появятся Саава и Борис и поставят новый скит - более крепкий.


Сергей Миколонькин


Возврат к списку

(Голосов: 24, Рейтинг: 4.83)

 

 
  
 
Rambler's Top100