Полеты не во сне, а наяву

Кто не мечтал летать? В детстве казалось, стоит только повыше прыгнуть, вскинуть руки и ветер подхватит тебя. Мгновение — и ты летишь. Современный мир опровергает древнюю пословицу «рожденный ползать — летать не может». Может! Стоит только захотеть. Современный мир научился запускать в небо многотонные металлические машины, которые способны перелетать океаны, преодолевать десятки тысяч километров, парить над облаками...

Так если самолеты способны подниматься и благополучно парить часами, почему это не могут делать куда более легкие конструкции? Могут. И летают. Планеры, дельтапланы, мотопланы, парапланы и пр.

Парапланеризм — сравнительно недавний вид спорта. В 1964 году Стив Снайдер изобрел парашют-крыло. Это была революция в парашютостроении. Однако только в конце 80-х годов стали появляться парапланы эллипсовидной формы, такой, к которой мы привыкли сегодня.

Параплан аналогичен планирующему парашюту, однако само крыло имеет эллипсовидную форму, и он намного длиннее парашюта. Он имеет гладкую аэродинамическую поверхность, а площадь параплана больше площади парашюта.

Старт параплана происходит с горы или холма, и он предназначен непосредственно для полета, а не для раскрытия из свободного падения в случае парашюта. Таким образом, хотя форма купола больше похожа на парашют, по своим свойствам он более напоминает планер или дельтаплан, суть которых как можно дольше парить в воздухе. Скорость, которую развивает параплан, зависит как от модели, так и от мастерства летчика. Она может быть от 20 до 70 (у спортивных моделей) км/ч. Однако в отличие от дельтаплана, который по своим аэродинамическим функциям развивает куда большую скорость, параплан более удобен в обращении, чем и сыскал мировую славу. Небольшой рюкзак легче, и его проще транспортировать и нести в гору. Поэтому в России парапланеризм получил гораздо большую популярность, чем дельтапланеризм, к тому же параплан дешевле дельтаплана.

Итак, параплан — это мягкое крыло, наполняющееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемная сила создается крылом, обтекаемым набегающим потоком воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (т.е. планирует).

Чтобы дольше парить в воздухе, а не просто плавно приземляться с горы, новичку-пилоту придется освоить технику полета, законы физики и аэродинамики. В парапланеризме очень много нюансов, которые нужно прочувствовать. В школе с инструктором всему этому можно научиться еще на земле в специальных тренировочных креслах-конструкциях.

Опытный пилот может набирать высоту до облаков и даже выше, тратя накопленную высоту на движение по выбранному маршруту. Маршрутные полеты — это основная дисциплина парапланерных соревнований и вершина мастерства каждого пилота-парапланериста.

В России существуют детские школы (клубы), которые начинают тренировать пилотов с 11-13 лет, также проводятся и детские чемпионаты.
Именно универсальность параплана выделяет его среди других планерных средств. Им можно заниматься круглый год. Как правило, именно зимой совершают свои первые полеты многие начинающие летчики. Ветер зимой не имеет термической турбулентности, которая опасна для начинающего пилота, а атмосфера более стабильна.

Парапланы можно разделить на 3 группы:
• учебно-тренировочные (хотя они имеют не самые лучшие летные качества, зато более стабильны)
• спортивные (для пилотов-спортсменов с подготовкой на 1 разряд, КМС, имеют достаточно высокие летные качества при умеренной стабильности)
• рекордные (для пилотов-спортсменов уровня мастера спорта).

Цена вопроса:
Однако парапланеризм не самый доступный спорт. Современный параплан стоит от 1000 до 5000 евро + подвесная система от 150 до 600 евро. При полетах выше 100 метров желательно иметь при себе запасной парашют, который стоит от 180 евро до 500 евро и другие современные аксессуары, призванные помочь летчику.

Однако во многих городах существуют бесплатные парапланерные клубы для молодежи до 18 лет, которые финансируются спонсорами. В таких клубах не самое новое оборудование, однако, как правило, именно там начинают свое восхождение многие знаменитые парапланеристы. Крепкие подвесные системы, опытные инструкторы и проверенные купола именно то, что нужно начинающему спортсмену.

Где
Самые популярные дельтадромы находятся в Крыму, г. Феодосия, гора Клементьева. На Кавказе, в г. Пятигорск, гора Джуца1, Хакасия, Курай, Горный Алтай. Именно в Курае проводится Чемпионат России по парапланеризму.

Но парапланеризм это не только красивый спорт, но и просто непередаваемое ощущение полета, когда под твоими ногами десятки метров, а порой и сотни и только ты наедине со всем миром.

Лиана Стрельцова

Фото: newsimg.bbc.co.uk

www.nova-wings.ru


Возврат к списку

(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)

 

 
  
 
Rambler's Top100